За последние несколько лет в России заметно подросла индустрия комиксов. Появились небольшие издательства, занимающиеся реанимацией давно увядших у нас в стране серий (см. свежие выпуски TMNT), новые комиксы с отечественными персонажами (см. Bubble), просто переведенные на русский язык культовые комиксы (см. “Хранители”” от “Азбуки”, “Босоногого Гэна” от Alt Graph и др). Наконец, магазины, которые, собственно, занимаются продажей как изданных, так и не изданных в России комиксов. Теперь, чтобы купить комикс, не обязательно лезть на Ebay или Amazon. “V for Vendetta” и омнибусы Star Wars теперь можно достать у многочисленных продавцов.
В связи с этим постоянно растет число поклонников рисованных историй. Читатели-ветераны фыркают при взгляде на “Майора Грома” или “Фурию”, мол, сюжет прост, слишком много женских грудей на обложке, но хвалят рисунок. Тем не менее, сколько бы недостатков ни находили мы у комиксов Bubble, можно надеяться, что через эти простенькие серии люди, ранее не увлеченные этой индустрией, захотят почитать и прочие комиксы. Захотят их купить. У издателей в связи с этим появится повод издать комикс. И так далее.
Анонс ComicCon Russia не мог не вызвать отклика в сердцах поклонников косплея, фантастических миров, сериалов, фильмов, книг и, конечно, комиксов. Многим не по зубам посещение американского феста, а “Игромир” - уж слишком узконаправленная выставка, на которой акцентр делается прежде всего на конкретных играх, а уже потом - на персонажах и вселенных. Идея провести два мероприятия в один присест имела право жить в этом году, все-таки проба пера и первый блин: надо пощупать аудиторию, посмотреть на количество посетителей, понять, куда двигаться дальше. По увиденному, однако, можно с уверенностью сказать, что организаторам в следующем году надо будет либо переезжать из “Крокуса” куда подальше, в какой-нибудь крупный ТЦ, либо проводить “Игромир” и “Комиккон” во все том же “Крокусе”, но в разное время. Ибо количество посетителей превысило все ожидания.
Вы уже явно слышали душещипательные истории про приезд Мишы Коллинза в Москву в целом и на “Комиккон” в частности. Сцена, на которой организаторы феста устраивали конкурсы для поклонниц “Ангела”, располагалазь за шумной, но прекрасной территорией, отведенной для “Звездных Войн”. Нельзя представить себе любое мероприятие, подобное “Комиккону”, без поклонников “Star Wars” и без атрибутики “Star Wars”. Посетители могли полюбоваться на многочисленные сувениры по мотивам, большое количество косплееров в соответствующих костюмах, сфотографироваться с “профессиональными” штурмовиками и посидеть на знаменитом летающем мотоцикле, посмотреть избранные фрагменты из фильмов на больших подвесных экранах. В целом, это единственный крупный стенд на ComicCon Russia, на который периодически появлялось желание вернуться. Жаль, что никаких анонсов русскоязычных комиксов не состоялось, и мы по-прежнему будем покупать прекрасные тома от Dark Horse в английском варианте.
К слову, что осуществить покупку, стоило пройти всего ничего - к другому концу зала. В выходные дни, когда весь “Комиккон” был охвачен манией Коллинза, до собственно комиксов приходилось добираться буквально боем. Выставка была явно переполнена посетителями, на что, однако, не могли жаловаться продавцы и издатели. Bubble именно на этом фесте запустило в продажу первые тома своих комикс-серий, собравшие первые несколько синглов. Цена не сказать, что невысокая, ибо многие другие тома более топовых комиксов стоят на 50-100 рублей дешевле, но тем не менее начинание российского издателя все-таки хочется поддержать. Ведь, пожалуй, сегодня Bubble - единственная в России команда, у которой есть много денег и которая реально может двигать нашу комикс-индустрию вперед. А за ней и “малыши” подтянутся, и покупатели.
Издательство “42”, которое вы можете знать по русским переводам “Ходячих мертвецов”, “Неуязвимого” и некоторых других серий, на выставке презентовало новый выпуск отечественного комикса Dreadcore. Первый номер комикса был раскритикован читателями, и единсвенным достоинством пилота был лишь красочный рисунок. Несмотря на это, лимитированное, а потому и очень дорогое издание второго номера Dreadcore разошлось на ура - полсотни сиквелов с уникальной обложкой разошлись по цене в 500 рублей. Надеемся, такой горячий прием и поддержка рублем подтолкнут создателей молодого комикса к работе над ошибками, и со временем мы получим крепкую фантастическую серию.
Немного жалко, что в качестве участника на выставке не было издательства “Панини”/”Ашет”, которые успели выпустить уже 20 томов золотой коллекции комиксов. Сегодня у издателя вообще дела не слишком-то хороши, судя по прекращению выпуска синглов (Человек-паук, Мстители, Железный Человек…). Надеемся, та же участь не постигнет оставшуюся часть “Ашет коллекции”.
В целом, участники “Комиккона”, продающие/издающие комиксы, вели себя тихо. Жаль, что для издателей не была отведена отдельная сцена, где они могли бы проводить свои презентации, осуществлять свои анонсы, проводить конкурсы и знакомить читателей с их комиксами посредством сцены. Мне кажется, данный формат работы с посетителями смог бы привлечь как новую аудиторию к комиксам вообще, так и уже увлеченных людей к конкретным комикс-сериям.
Так, главную звезду фестиваля - Дэвида Ллойда - видели, как мне кажется, меньше 10 процентов поклонников рисованных историй. А это, я напомню, один из авторов “V for Vendetta” и собственно маски Гая Фокса. Дэвид раздавал автографы, причем не просто подписывал поданные ему комиксы, по-стандартному, но рисовал небольшие скетчи на их внутренних обложках. Чертовски приятно, когда человек оставляет на память не просто плохо разбираемую каракулю, но и целый рисунок.
Многочиленные магазины комиксов специально для российского “Комиккона” заранее заказали из Америки и Европы большие партии комиксов, поэтому перед поситителями открывались почти бескрайние возможности по трате своих денег. Продавцы предусмотрительно завезли несколько томов по “Стражам Галактики”, а также свежеизданную новеллу, мимо которой и я не смог пройти мимо. Также среди товаров легко можно было найти многочисленные серии про “Человека-паука”, “Железного Человека”, “Мстителей”, несколько крутейших энциклопедий по вселенной “Доктора Кто”, а также бесчисленное множество разномастных синглов разной степени старости. Цены на все это добро, правда, были не всегда адекватными: некоторые магазины, как мне показалось, предусмотрительно завысили цены на процентов 10-20, некоторые же комиксы продавали по совсем уж баснословным ценам. За довольно непримечательное ТПБ-издание по “Стражам..” надо было заплатить 1800 российских рублей.
Подводя итоги, хочется отметить, что хоть российский ComicCon по некоторым организационным пунктам хоть и вышел комом, нельзя не отметить, что в целом поклонники индустрии выиграли от посещения феста, чем проиграли. Во-первых, посетители увидели фрагменты из будущих фильмов Marvel: вторых “Мстителей” и, внимание, “Муравья”. Казалось бы, довольно неоднозначный персонаж для фильмов, тем интереснее посмотреть, как режиссер сможет перенести на экраны его исполинские размеры и переменчивый характер.
Во-вторых, фанаты “Звездных войн”, простояв в гигантской очереди, могли оценить кусок эпизода нового мультсериала по мотивам. В-третьих, любители жанра смогли вживую увидеть Дэвида Ллойда и даже получить автограф. В-четвертых, десятки магазинов съехались в одно место, и можно было в один заход закупиться как комиксами, так и сувенирами. В-пятых, посетители “КомикКона” могли свободно перейти в помещение “Игромира” и в более комфортной обстановке сфотографироваться с многочисленныим косплеерами и поиграть в новые и не очень игры.
Хочется пожелать организаторам удачи и хорошей работы в следующем году. Надеемся, что следующий ComicCon не только вырастет в масштабах, но и обретет статус самостоятельного фестиваля. Нужно больше тематических стендов, гостей, презентаций и свободного места, чтобы на фестивале можно было с удовольствием не только деньги тратить, но и отдыхать.
Миша | 50.0% |
| ||
Стенд St | 50.0% |
|
Миша | 33.3% |
| ||
Стенд Star Wars | 33.3% |
| ||
С | 33.3% |
|
Миша | 14.3% |
| ||
Стенд Star Wars | 7.1% |
| ||
Много молодых фанаток | 0.0% |
| ||
Обилие комиксов | 21.4% |
| ||
Многообразие сувениров | 0.0% |
| ||
Коллинз | 0.0% |
| ||
Разнообразный косплей | 50.0% |
| ||
Что-то другое, напишу в комментариях | 7.1% |
|